Время просмотра: 33 мин
Время чтения: 8 мин
В этом уроке:
  • 00:33 Как METRO Россия заменила лампы в торговых центрах и сократила расходы на электричество до 20%, Денис Добрецов, METRO Россия
  • 06:05 Как компания HEINEKEN мотивировала сотрудников экономить воду на производстве, Денис Ларских, HEINEKEN Россия
  • 10:54 Сколько стоит невыключенный свет? Иван Барсола, Сбер
  • 26:12 Сколько бизнесу стоят течи? Анна Будникова, M-A-SPACE

Список уроков
Другие уроки
Как экономия электричества и воды сохраняет компании деньги

По данным Министерства экономического развития, тарифы на электроэнергию будут расти каждый год на 5%. В ритейле 85% трат на коммунальные услуги составляет электричество. Часть этих денег уходит на ресурсы, которые потратили, но не использовали. Например, когда не выключали свет в пустом помещении или включали кондиционеры вместе с приоткрытыми окнами.

Та же история с водой. Например, из-за небольшой течи можно потерять до 10 литров воды в сутки. Зачастую вода впустую льётся из крана, а с ней утекают и деньги бизнеса.

Самый простой способ меньше тратить на электричество и воду — сделать их потребление эффективным.

  • Сколько стоит невыключенный свет
    Иван Барсола,
    исполнительный директор дирекции по ESG в Сбере
    Знает, сколько денег сохраняет бизнесу экономия электричества
С чего начать

Найдите зоны, где вы тратите энергию неэффективно. Это называется энергоаудит. Если у вас небольшая компания, попробуйте провести его самостоятельно. Для этого:

  • Проанализируйте
    сколько электричества вы тратите;
  • Проведите замеры тепловизором
    чтобы понять, где ваше здание теряет тепло;
  • Выберите шаги
    которые помогут снизить энергопотребление. Не пытайтесь внедрить все решения сразу, если на это нет свободных средств.
Чек-лист Ивана Барсолы: как сэкономить электричество и деньги
    • используйте оборудование с высоким классом энергоэффективности (маркировки A+, А++, А+++ или Energy Star);
    • установите датчики движения для включения и выключения освещения — это обеспечит до 70% экономии;
    • установите термостаты: снижение температуры даже на 2 °С позволяет добиться экономии энергопотребления до 12%;
    • установите вентиляцию с рекуперацией (повторным использованием) тепла или холода: зимой воздух, выходящий из помещения, нагревает воздух, поступающий с улицы, а летом — охлаждает. В зависимости от типа рекуператора экономия тепла может достигать 80%;
    • внедрите систему дистанционного управления отоплением, электричеством и водой — если что-то пойдёт не так, сможете выключить приборы в любой момент;
    • начните считать расход топлива и энергии, чтобы анализировать эффективность потребления ресурсов.
    • расставляйте столы у окон, чтобы сотрудникам реже приходилось включать свет;
    • позвольте любителям прохлады и тепла сидеть в разных помещениях, чтобы не проветривать комнаты с включённым отоплением;
    • поставьте оргтехнику и холодильное оборудование подальше от отопительных приборов;
    • утеплите помещения: снижение тепловых потерь сэкономит до 30% энергии;
    • протирайте светильники и отопительные приборы от пыли: чистая лампочка светит на 15% ярче грязной — в комнате станет светлее и не нужно будет включать больше света;
    • мойте снаружи и чистите внутри вентиляторы и вытяжки, чтобы они работали эффективнее.
    • проводите семинары и игры;
    • введите поощрения за простые действия — выключение света при выходе из помещения, отключение приборов на ночь, использование кондиционера и обогревателя только при закрытых окнах.
  • Что дала замена освещения в торговых центрах METRO Россия
    Денис Добрецов,
    руководитель отдела торгового оборудования и инфраструктуры METRO Россия
    Верит что любая инициатива с убедительным бизнес-кейсом будет реализована
  • Потребление электроэнергии
    снизилось до 40%.
  • Проект окупился за 2 года
  • Экономия более 2,5 млн рублей в год в каждой точке
    Годовое потребление одного торгового центра снизилось с 1,8 млн киловатт до 1,3 млн.
  • Благоприятные условия работы
    Освещение в торговых центрах стало ярче: на уровне одного метра от пола свет такой же, как на столе у менеджера. Сотрудники стали чувствовать себя лучше на работе.
  • Торговые точки стали выглядеть более современно
    Залы и освещённые товары стали привлекательнее для клиентов.
  • Замена светильников стала выгоднее
    Светодиодная матрица в LED-лампах работает в четыре раза дольше аналогичного светильника старого образца.
  • Во сколько обходятся бизнесу течи
    Анна Будникова,
    сооснователь студии M-A SPACE, эксперт в проектировании городов будущего
    Знает, как следить за водой, чтобы она не утекала

    Вода — не самая большая статья расходов. Но если её требуется много, то бережное использование способно снизить затраты до 40% от изначального объема.

Чек-лист Анны Будниковой: как сэкономить воду и деньги
    • электронные системы дозированной подачи воды или сенсорные смесители;
    • электронные системы оповещения о протечках или затоплении; приборы учёта воды;
    • аэраторы, которые разбавляют воду из-под крана воздухом;
    • двухрежимную систему смыва (две кнопки) в санузлах.
    • Для полива и других хозяйственных нужд собирайте дождевую или сточную воду.
    • резервуары для сбора осадков и повторного использования воды;
    • тёплые покрытия (кровли, автостоянок), совмещённые с альтернативными источниками энергии, для того чтобы растапливать снег;
    • фасады, которые охлаждают здание с помощью дождевой воды и т. д.
    • проводите обучение;
    • устраивайте марафоны и конкурсы с наградами;
    • размещайте «подсказки» в зонах использования воды.
  • Как мотивировать сотрудников экономить ресурсы. Опыт компании HEINEKEN
    Денис Ларских,
    инженер по повышению эффективности производства и обеспечению HEINEKEN Россия
    Сокращает потребление воды на пивоваренном заводе каждый год

    HEINEKEN с 2008 года проводит кампанию по охране и сбережению водных ресурсов Every drop («Каждая капля»). За 13 лет компания сэкономила 800 миллионов рублей, а объёма сохранённой воды хватило бы для 4000 людей до конца жизни.

  • Просвещать
    HEINEKEN проводили встречи и записывали видео, в которых объясняли ценности компании.
  • Мотивировать
    Компания предложила персоналу придумывать, как ещё можно экономить воду. Они ежеквартально продолжают отбирать лучшие идеи и на общих собраниях награждают их авторов, а потом внедряют в производство.
  • Демонстрировать
    HEINEKEN доказали сотрудникам, что каждый сохранённый литр воды — это не только вклад в будущее планеты, но и сохранённый бюджет. Например, экономия одного литра воды на один литр продукции в течение двух лет принесла достаточно денег для улучшения рабочих условий: компания провела капитальный ремонт раздевалок, которыми сотрудники пользуются каждый день.
ИНТРО: добро пожаловать в Академию устойчивого развития METRO Россия