Урок №5

Урок 5: Как организовать работу с поставщиками с выгодой для бизнеса, окружающей среды и общества
Эксперты:
Наталья Бенеславская, IKEA Россия
Антон Абрезов, ресторан Commons
Екатерина Колчанова, «Теперь так»
Время просмотра: 27 мин
Время чтения: 7 мин
В этом уроке:
  • 00:35 Как кодекс поставщиков IKEA снижает репутационные риски компании и помогает развивать поставщиков, Наталья Бенеславская, IKEA Россия
  • 10:05 Как ресторан Commons работает с местными фермерами и не увеличивает себестоимость, Антон Абрезов, Commons
  • 17:18 Почему прозрачная цепочка поставок выгодна бизнесу и его поставщикам, Екатерина Колчанова, «Теперь так»

Список уроков
Другие уроки
  • Выгоды прозрачной цепочки поставок
    Катя Колчанова,
    соосновательница бюро «Теперь так» и сервиса многоразовой оборотной посуды «Обратка»
    Надеется, что больше компаний станут прозрачнее

    Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Если вы знаете, что происходит на каждом из её этапов и можете показать весь процесс покупателю, — у вас прозрачная цепочка поставок. Так вам легче гарантировать высокое качество продукта и услуги.

Зачем повышать прозрачность поставок
  • Это повышает лояльность клиентов
    29% россиян хотят знать о происхождении товара (по исследованию PWC за 2019 год). В США таких покупателей 71% (по данным IBM). Чем честнее бренд со своими клиентами, тем выше их лояльность.
  • Этого ожидают инвесторы
    Инвесторы видят, что бизнес соблюдает экологические и этические требования к производству, и готовы вкладывать в него деньги.
  • Это может стать отличительной чертой маркетинга
    Например, компания Icebreaker производит спортивную одежду из шерсти новозеландских мериносов. У людей, обеспокоенных жестоким обращением с животными, к этой отрасли много вопросов. Однако компания смогла развеять сомнения клиентов: Icebreaker знает всех фермеров, с которыми работает, и регулярно проверяет условия содержания животных. А в магазинах компании транслируются ролики со всех этапов производства.
  • Это становится пропуском на мировой рынок
    Прозрачность цепочки поставок — важный элемент корпоративной социальной ответственности. Она позволяет компании попасть на рынки Европы и других стран мира.
Чек-лист Кати Колчановой: как сделать свою цепочку поставок прозрачнее
  • Как IKEA снижает репутационные риски в работе с поставщиками
    Наталья Бенеславская,
    руководитель отдела устойчивого развития IKEA в России
    Уверена, что работа со всеми поставщиками может быть прозрачной

    У IKEA огромное количество поставщиков по всему миру. Чтобы обеспечить контроль за их работой, в компании разработали стандарт IWAY — IKEA way to do business. С его помощью IKEA выбирает поставщиков, которые помогают ей придерживаться методов устойчивого развития.

Как работает IWAY
Стандарт IWAY — минимальные требования к состоянию окружающей среды и социальным условиям труда. IKEA хочет, чтобы её подрядчики работали в лучших интересах детей, окружающей среды и своих сотрудников. Стандарт предъявляется ко всем компаниям, которые работают с IKEA: от производителей мебели до служб клининга.
Этапы работы по стандарту
  • Предварительная проверка
    Команда IKEA проверяет соблюдение IWAY на производстве. Перед заключением контракта и допуском к тендеру каждый потенциальный партнёр проходит проверку. Если условия труда и принципы ведения бизнеса в компании не соответствуют стандарту, она не допускается до тендера. Если же компания прошла проверку, то с ней заключается контракт и в течение 9 месяцев ее ждет полный аудит.
  • IWAY-аудит
    Сотрудники IKEA приезжают на производство, изучают документы, разговаривают с менеджментом и сотрудниками. Если по каким-то показателям компания получает оценку not ok (не здорово), ей даётся 3 месяца на исправление недочтов.
  • Отсев поставщиков и подрядчиков
    Если в течение 3 месяцев компания так и не устранила недочеты, IKEA расторгает с ней контракт.
Зачем это IKEA
  • Ниже репутационные риски
    Если проблема возникнет у поставщика, например, водитель заснёт за рулём и попадёт в аварию, виновата в глазах общества будет IKEA.
  • На одной волне
    Для IKEA важно, чтобы компании, с которыми она работает, разделяла её цености. В долгосрочном сотрудничестве важнее партнёры, которые понимают, как устроена культура компании, и поддерживают её. С ними проще вести бизнес.
  • Как получать лучшие продукты, работая с локальными фермерами
    Антон Абрезов,
    шеф-повар, совладелец ресторана Commons
    Хочет, чтобы как можно больше людей покупали свежие продукты

    Главный принцип ресторан Commons — кухня, основанная на местных продуктах. Его основатели закупают товары у местных фермеров, а вино — у небольших виноделен. Такой подход позволяет работать с лучшими ингредиентами и привёл ресторан в топ-10 лучших мест Петербурга в первый год его существования.

Как работать с фермерами
  • Будьте готовы к увеличению числа партнёров
    Обычно у ресторана от 3 до 7 основных поставщиков. Чаще всего одна компания может поставить и бакалею, и заморозку, и молочку. Когда ресторан работает с фермерами, число поставщиков увеличивается до 12 и больше. С каждым из них лучше поддерживать личные отношения.
  • Убедитесь, что ферма вам подходит
    Можно посмотреть сертификаты, заглянуть в соцсети или на сайт — фермеры нередко выкладывают там результаты тестов и проверок. Иногда достаточно приехать несколько раз на ферму, чтобы увидеть, в каком состоянии земля, овощи, как ведёт себя фермер и как он общается с вами.
  • Организуйте доставку
    У многих фермеров нет возможности доставлять товар: они сфокусированы на выращивании продукции. Здорово, если вы можете взять издержки по доставке на себя: не будете переживать из-за перебоев поставок, а продукты всегда будут свежие.
  • Покупайте интересные продукты
    Мини-кабачки, фиолетовую морковку, белую свёклу, брокколини и т. д. Чтобы получить такую продукцию по приемлемой цене, нужно работать с фермерами напрямую.
METRO Россия поддерживает локальных поставщиков — фермерские хозяйства вблизи ТЦ и региональных производителей. Яркий пример — Superfood Farm (МО). Компания производит продукцию редких сортов, например фиолетовую и оранжевую цветную капусту. Сотрудничество METRO Россия с этим производителем позволяет клиентам сети разнообразить рацион.
ИНТРО: добро пожаловать в Академию устойчивого развития METRO Россия